Школа первая МОЯ!
Главная>>>Ильинова Юлия Васильевна>>>Проект Активной школы "Создание кабинета обществознание"
Школьный проект
"Создание и оборудование кабинета обществознания"

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Формулировка проблемы
Фатьянова Юлия Васильевна
В 2006 -2007 учебном году в моей педагогической жизни произошло несколько знаменательных событий:
  • В нашей школе впервые были открыты классы профильного обучения, и мне пришлось стать первопроходцем в изучении обществознания на профильном уровне;
  • Впервые я стала преподавать в старших классах (10), и сразу эти классы оказались классами с углубленным изучением обществознания (точнее один класс оказался социально-экономическим, в котором обществознание преподается 3 раза в неделю, а второй – универсальный с гуманитарным уклоном – 1 час в неделю);
  • Я впервые стала заведующей кабинетом, которого до этого в нашей школе еще не было – «Кабинет обществознания».
  • И не скрою, я с энтузиазмом взялась за возложенные на меня обязанности, осознавая свою ответственность за подготовку учащихся к Единому Государственному экзамену, о котором тогда много говорили, но на практике еще не сталкивались.
    Много было проблем в первый год работы:
  • недостаток педагогического опыта;
  • отсутствие учебника для профильных классов;
  • отсутствие методических пособий, практикумов;
  • Недостаточная техническая оснащенность кабинета, да и школы.
  • Однако с каждой новой самостоятельной работой я все чаще замечала снижение качества знаний учащихся и мотивации к изучению предметов (не только обществознания, но и истории, математики…).
    Совместно со школьным психологом было проведено анкетирование учащихся по вопросам:
  • Наблюдаете ли Вы снижение своей успеваемости?
    1. С чем связано снижение успеваемости в старших классах?
    2. Предложите свои методы решения проблемы.
    Всего было опрошено 26 учащихся старших классов: 10 мальчиков и 14 девочек (10 класс).
    18 из 26 учащихся отмечают снижение успеваемости.
    И мальчики, и девочки в качестве причин снижения успеваемости
    выделяют общую усталость, снижением интереса,
    который может быть связан с
    отсутствием разнообразия на учебных занятиях.
    Учителям необходимо создавать комфортные условия для обучения:
    обстановка в классе, разнообразие занятий,
    привлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету
    с применением современных методов, технологий и технических средств.
    Цель работы учителя: повысить мотивацию к изучению обществознания и качество знаний по предмету.
    Описание ситуации:
  • отсутствие возможности использовать компьютерные технологии на занятиях (нет компьютера, а компьютерный класс один на школу);
  • недостаточное материально - техническое оснащение кабинета (одна доска, которой недостаточно для представления мини-проектов и помещения всей наглядности на урок);
  • Недостаточное количество учебно – методических материалов (учебные пособия; рабочие тетради; тесты; наглядные пособия; карточки…);
  • Недостаточный психологический климат (гнетущая атмосфера голых стен и побелки, отсутствие украшений, приятных для глаза);
  • отсутствие стендов для демонстрации творческих работ или тематических наглядных таблиц, картин.
  • Недостаточное материально - техническое оснащение кабинета. Недостаточное количество учебно – методических материалов.
    Проблема: недостаточная материально – техническая и учебно-методическая база не способствует повышению качества знаний по обществознанию.
    Найти возможные пути решения проблемы мне помог семинар в Областном ИУУ, проведенный с 7 по 9 сентября 2007 года, на котором я познакомилась и стала участником региональной экспериментальной площадки «Активная школа».
    Сформулировав проблему и поняв возможные пути решения я обратилась к самим учащимся с одним вопросом: готовы ли вы оказать помощь в преобразовании кабинета обществознания? Опрошено было 158 учащихся 9-11 классов из них более половины согласились помочь и сделать кабинет обществознания более пригодным для работы в современных условиях.
    Опрошено было 158 учащихся 9-11 классов
    из них более половины согласились помочь
    и сделать кабинет обществознания более пригодным для работы в современных условиях.
    ВТОРОЙ ЭТАП. Сбор и анализ информации.
    Для сбора и анализа информации учащиеся были разделены на 5 исследовательских групп:
  • ремонтная бригада
  • цветоводы
  • социологи - статисты
  • журналисты
  • художники-дизайнеры
  • «Ремонтная бригада». Учащиеся, задача которых – помогать в ремонте класса, контролировать, вовремя устранять поломки материально-технического оснащения кабинета. Учащиеся этой группы практически присоединились к реализации проекта на 3 этапе.
    Состав группы: Чернышев М., Иремадзе С., Еремин Д., Болтнев П.
    Ремонтные работы в кабинете. Ремонтные работы в кабинете.
    «Цветоводы». Задача – озеленение кабинета. Изучение информации, какие цветы более подходят для выращивания в классных условиях и не причиняют вреда учащимся. Учащиеся этой группы практически присоединились к реализации проекта на 3 этапе.
    Состав группы: Шафикова И., Шершень И., Воробьева С., Ширкунова Н., Гадецкая Л.
    Уход за цветами.
    «Социологи - статисты». Задача - социологическое исследование о формах и видах познания, способствующих повышению качества знаний учащихся; фиксация изменения качества знаний после применения различных методов; анализ участия в олимпиадах школьного, городского, областного уровня, участия в иных конкурсах, соревнованиях, результаты экзаменов.
    Состав группы: Бузанова В., Мальцев М., Курбанова Р., Исмаилова Л., Пругова Е.
    Бузанова В. Провела исследование и изучила какие методы на уроках чаще всего применяются учителями, а какие хотели бы чаще видеть на уроках сами ученики. Результаты ее работы могут быть представлены в виде таблиц и диаграмм.
    Анкета
    Вывод: с переходом в старшие классы учащимся не хватает дополнительных пособий, наглядного материала, специального инвентаря для улучшения познания.
    Наиболее популярные источники получения информации – телевизор, Интернет.
    По мнению учащихся, наиболее эффективные формы
    познания и усвоения учебного материала:
    8 класс - конспекты, лекции, таблицы, картины,
    10 класс – лекции, таблицы, картины, презентации,
    11 класс – конспекты, таблицы, картины, презентации.
    Однако учителя предпочитают работатьОднако учителя предпочитают работать
    с текстом учебника и конспектами,
    что не совсем совпадает с мнением учащихся
    Заключение. Необходимо увеличить зрительное восприятие учащихся, связанное с использованием карт, картин, презентаций, таблиц.
    «Журналисты». Задача - встречи с потенциальными социальными партнерами, осуществление переговоров с ними и возможное подписание договоров. Организация поздравлений и благодарности партнерам. Помощь с создании странички, посвященной реформе кабинета на сайте школы.
    Состав группы: Самоцветова А., Гапонова О., Сущенко В., Воронина М., Кутасов К., Иремадзе М.
    Опрашивались учащиеся 8 «Б», 10 «А», 11 «Б» классов.
    «Художники-дизайнеры». Задача – создать собственный проект современного кабинета обществознания, изучив опыт создания кабинетов в городе и ресурсы интернет.
    Состав группы: Бунакова М., Старых А., Ключникова П., Метлина Е., Чурин А.
    Вот так выглядят кабинеты обществознания в интернете:
    Вот так выглядят кабинеты обществознания в нашем городе:
    ТРЕТИЙ ЭТАП. Программа действий.
    Проблема: отсутствие материально-технической базы не способствует повышению качества знаний по предмету обществознание.
    Актуальность вопроса создания современного кабинета обществознания:
  • переход школ на профильный уровень требует повышения качества образования;
  • реализация национально проекта «Образование» предполагает улучшение оснащения кабинетов и вовлечение учащихся в активный образовательный процесс;
  • в связи со снижением мотивации к обучению у учащихся старших классов, усталостью от школы – необходимо создавать более комфортные условия для образования.
  • Цель проекта: повысить мотивацию к изучению обществознания и повысить качество знаний учащихся по предмету, путем создания оборудованного и оснащенного кабинета обществознания
    Задачи:
    материально-техническое оснащение:учебно-методическое оснащение:
    1. Оборудовать кабинет в соответствии с требованиями современности.
    2. Оборудовать кабинет в соответствии с требованиями санитарных норм.
    1. Создать/приобрести учебно – методические материалы по предмету (учебные пособия; рабочие тетради; тесты; наглядные пособия; карточки…).
    2. создать презентационный учебный материал к профильным и базовым учебникам 10, 11 класса.
    Привлечь учащихся к разнообразным школьным, городским, областным, интернет-проектам.
    Ресурсы:
    Материальные:
  • Личный
  • Школа
  • Родители и дети
  • Социальные партнеры
  • Информационные:
  • Санитарные нормы
  • Опыт школ
  • Идеи учащихся, учителей и родителей
  • Специальная литература
  • Распределение заданий, определение сроков
    2007-2008 учебный год:
  • изучить документацию по оформлению кабинета (осень-зима 2007г.)
  • выяснить опыт других школ города по оформлению кабинетов обществознания (совместно с учащимися и администрацией других школ). (осень-зима 2007г.)
  • выяснить пожелания учащихся по оборудованию кабинета обществознания (осень-зима 2007г.)
  • разработать план ремонта кабинета (зима 2007-2008)
  • закупить необходимое для ремонта оборудование (совместно с родительским комитетом)
  • нанять ремонтную бригаду (администрация школы)
  • осуществить ремонт кабинета (до апреля 2008г.)
  • сформировать тематические папки (до апреля) – учитель
  • 2008-2009 учебный год
    1. приобрести необходимое оборудование (компьютер, папки для материалов, ватман, диски…);
    2. создать подвижные стенды;
    3. осуществить ремонт парт и стульев;
    4. продолжить формировать тесты по предмету;
    5. продолжить формировать папки с конкурсными, олимпиадными заданиями по обществознанию;
    6. продолжить формировать папки с вариантами проектов и реальных заданий ЕГЭ;
    7. создать / приобрести дополнительные плакаты по предмету;
    8. продолжить формировать папки с карточками по обществознанию;
    9. создание презентационного материала;
    10. обновить программы и образовательные стандарты по предмету;
    11. анкетирование учащихся на выявление их комфортности;
    12. проверка качества знаний в течении года;
    13. выявление активности участия во внеурочных мероприятиях по обществознанию (конкурсы, исследовательская деятельность; участие в элективах по предмету).
    2009-2010 учебный год
    1 четверть:
  • изучить интернет-конкурсы, олимпиады, в которых учащиеся могут принять участие в течение года.
  • Начать исследовательскую работу по теме «Древо моей семьи» (Старых А., 6 класс)
  • Подготовка к олимпиаде
  • Разработка заданий для школьной олимпиады по обществознанию (9 класс)
  • 2 четверть:
  • участие в интернет-олимпиадах (РГИИС) – 1 тур
  • участие в городской научно-практической конференции.
  • участие в школьных, городских олимпиадах
  • Подготовка к областной олимпиаде
  • Приобретение пособий для подготовки к ЕГЭ 2010года.
  • 3 четверть:
  • участие в интернет-олимпиадах (РГИИС) – 2 тур
  • завершить исследовательскую работу по теме «Древо моей семьи» (Старых А., 6 класс)
  • участие в региональном конкурсе «Права человека глазами ребенка» (6 класс)
  • участие в областной олимпиаде
  • 4 четверть:
  • анализ работы за год
  • ремонт кабинета
  • консультации по подготовке к ЕГЭ
  • анализ участия в ЕГЭ 2010 по обществознанию
  • В течение года:
  • Организация школьных конкурсов по предмету
  • участие в исследовательской деятельности
  • использование презентаций, созданных за период существования проекта
  • использование интерактивных технологий
  • освоение интерактивной доски и организация уроков с ее использованием
  • ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Реализация плана действий.
    С учетом опыта школ города, интернет ресурсов учащиеся попытались создать возможный вариант современного кабинета обществознания.
    План кабинета
    План кабинета.

    Обращения к компетентным представителям школы и социальным партнерам.
    Беседы и встречи учащихся с:
    1. Директором школы – Шалимовой Т.И. (Татьяна Ивановна одобрила наш проект по созданию и оборудованию кабинета обществознания и обещала оказать посильную помощь; изучено положение о кабинетах);
    2. Медицинским работником школы – Шеботиновой В.Е.(В беседе с Валентиной Евгеньевной учащиеся познакомились с санитарными нормами, в соответствии с которыми необходимо оборудовать кабинет – стало ясно, что в первую очередь необходимо установить светильник над доской, сделать окна более открытыми для света, применять краску спокойного тона для стен кабинета);
    3. Заместителем директора по АХП – Овчинниковой В.И. (учащиеся получили необходимые рекомендации по ремонту кабинета и получили в качестве помощи – группу профессиональных работников);
    4. Педагогом – психологом – Караваевой О.В.(В ходе беседы учащиеся узнали насколько важно психологическое состояние учащихся во время занятий, а так же о наиболее эффективных способах, которые смогут помочь нахождение в школе сделать максимально эффективным: цвет класса, школьной мебели, наличие зелени в кабинете, уголка релаксации);
    5. Депутатом областного Совета народных депутатов Александровым А. М. (Александров Валентин Митрофанович полностью поддержал инициативу в реализации проекта. С пониманием отнесся к нашим проблемам в реализации проекта и обещал оказать материальную поддержку – помочь в создании наглядных пособий. Валентин Митрофанович выразил уверенность в успехе нашего проекта и подписал договор о социальном партнерстве);
    6. Представителями 9 и 7 школ города.
    Беседа учителя истории и обществознания Фатьяновой Ю.В.:
    1. Учителями обществознания школы. Проблема создания кабинета была рассмотрена на заседании школьного МО и принято решение об оказании информационной помощи.
    2. Родительским комитетом о проведении ремонта в кабинете.
    3. Родителями 10-11-х классов о возможном участии их в проекте.(оказание помощи по распечатыванию материалов, по закупке вариантов ЕГЭ по предмету).
    4. С учащимися школьного клуба по информатике «БИТ!» и прошла обучение по работе с современными информационными ресурсами.
    Беседа с  Медицинским работником школы – Шеботиновой В.Е. Разговор с педагогом – психологом – Караваевой О.В.
    Беседа с Медицинским работником школы – Шеботиновой В.Е. Разговор с педагогом – психологом – Караваевой О.В.

    Беседа с заместителем директора по АХП – Овчинниковой В.И. На уроке для учителей в школьном клубе «БИТ!»
    Беседа с заместителем директора по АХП – Овчинниковой В.И. На уроке для учителей в школьном клубе «БИТ!»

    ПЯТЫЙ ЭТАП. РЕЗУЛЬТАТ.
    Кабинет в 2006 году. Кабинет в 2008 году.
    Кабинет в 2006 году.Кабинет в 2008 году.

    Кабинет в 2009 году.
    Кабинет в 2009 году.

    Улучшено учебно-методическое оснащение Улучшено учебно-методическое оснащение
    Улучшено учебно-методическое оснащение

    Результаты участия в предметных олимпиадах
    Городские олимпиады
    2006-2007 учебный год2007-2008 учебный год2008-2009 учебный год2009-2010 учебный год
    Ромашкина Татьяна,
    10 «Б» класс,
    обществознание,
    II место
    Ромашкина Татьяна,
    10 «Б» класс,
    обществознание,
    II место
    Гапонова Ольга,
    10 «Б» класс,
    оществознание,
    I место
    Подъяблонская Елена,
    11 «А» класс,
    обществознание,
    III место
    Ушканенко Василий,
    10 «А» класс,
    обществознание,
    I место
    Ушканенко Василий,
    11 «А» класс,
    обществознание,
    I место
    - -
    Кучин Александр,
    10 «А» класс,
    история,
    III место
    - - Ломов Константин,
    11 «А» класс,
    история,
    I место
    Областные олимпиады
    2006-2007 учебный год2007-2008 учебный год2008-2009 учебный год2009-2010 учебный год
    Ушканенко Василий,
    10 «А» класс,
    обществознание,
    IV место,
    награжден книгой
    - - Подъяблонская Елена,
    11 «А» класс,
    обществознание,
    III место

    Мечты сбываются
    Однажды в городочке М.,
    Что на Орловщине известен,
    Донесся слух до школьных стен,
    Смех оказался неуместен.

    Мол, президент проект создал
    «Образованье» именуем,
    Директор взялся за штурвал,
    Шторм оказался неминуем.

    Пересмотрев на новый лад
    Все, что накоплено годами,
    Мы обнаружили, что клад
    Создали общими трудами.

    Повсюду слышались слова
    Про профили в образованьи,
    И закружилась голова:
    Ввели ЕГЭ нам всем в финале.

    А что ж за птица или зверь,
    Что ж за ЕГЭ такой – не знали,
    И вот нам приоткрылась дверь
    В огромный мир Обществознанья.

    Когда-то, в прошлые года,
    Когда учились наши предки,
    Урока не было тогда
    Подобного в учебной сетке.

    Гуманность наша привела
    К развитию образованья.
    Потребность ныне такова –
    Нет актуальнее обществознанья.

    Раз есть общественный заказ
    На изучение предмета,
    То получили мы наказ
    Модернизироваться где-то.

    Где-то что-то изменить
    В системе нашей обученья,
    Чтоб в детях навыки развить
    Пригодные для поколенья.

    Но как же знанья донести
    До современной молодежи?
    Как их вниманье отвести
    От посторонних игрищ все же?

    Ох, долго длился наш совет,
    О чем-то спорили, решали.
    И поняли: исхода нет
    И к детям приближаться стали.

    Читать параграф? Ерунда!
    Мы столько лет их изучали,
    Вот с компом – это красота
    Такого мы еще не знали.

    Ведь можем все же сотворить
    Мы вместе что-нибудь такое…
    Чтоб на уроке изучать
    Нам интересней было б вдвое.

    Быть может видео создать?
    Иль презентацию какую?
    У информатиков узнать
    Окажут помощь нам – любую.

    Но где же взять материал,
    Чтоб соответствовать программам,
    Боюсь наступит тут финал
    Всем нашим грандиозным планам.

    Нет подождите, почему?
    Давайте вместе разбираться
    Обговорим все по уму
    И будем вместе заниматься.

    Что ж нужно детям на их взгляд,
    Чтоб в современном обученьи
    Переходя на новый лад
    Повысить качество ученья?

    Ну…. Например, плакат создать,
    Чтоб видели изображенье,
    И память чтобы развивать
    С наглядного отображенья.

    И презентации подчас
    Использовать вполне возможно,
    Мы создадим их хоть сейчас,
    Найти в инете все несложно.

    А может сайт свой создадим,
    Какой готовиться поможет,
    Тогда реально ощутим,
    Оценим, что сами можем.

    Итак, начался наш проект
    Про кабинет обществознанья,
    Мы создали за пару лет
    Своими общими трудами:

    Плакаты, больше двадцати
    Различных тем и направлений,
    Уроки стало так вести
    Намного проще и живее.

    Есть папки с массами задач,
    Контрольных, тестов, бланков, формул,
    Проекты творческих удач,
    Заполнившие стенды полок.

    Переносные стенды есть,
    Доска магнитная вдобавок.
    А может сайтик нам создать,
    На перспективу, всем в подарок?

    Проснулся детский интерес
    При изучении предмета,
    Ведь даже несколько повес
    Смогли усвоить то и это…

    Конечно хочется еще
    Творить, придумывать, работать
    И понимать, что на добро
    Направлена твоя забота.

    Ведь нужно как то поддержать
    Порывы нашей молодежи
    И в школе нашей удержать
    И к будущему подготовить.
    mc_school1@mail.ru
    Hosted by uCoz